Южный окружной центр оценки квалификаций

Независимая оценка квалификации

     Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

     Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.
     Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.
     Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

      - Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;
      - Свидетельство о квалификации общероссийского образца;
      - Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;
      - Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;
      - Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;
      - Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

      - добровольность, доступность, открытость;
      - компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;
      - исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;
      - право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;
      - поддержка работодателей в оценке персонала.

Преимущества независимой оценки квалификации:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:
  1. Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения.
  2. Продвижение в профессии.
  3. Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ.
  4. Расширение возможности трудоустройства.
  5. Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.
Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:
  1. Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала.
  2. Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах.
  3. Существенная экономия на подборе и обучении работников.
  4. Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.
Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:
  1. Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров.
  2. Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов.
  3. Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок.
  4. Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом.
  5. База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда.
Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:
  1. Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам.
  2. Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами.
  3. Обеспечение профессионально-общественной аккредитации своих программ.
  4. Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов.

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:
      - Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
      - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
      - Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:
      - Советы по профессиональным квалификациям;
      - Центры оценки квалификаций;

Пользователи:
      - Работодатели;
      - Соискатели.

Нормативные документы:

     Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ. «О независимой оценке квалификаций»
     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»
     Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)
     Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
     Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»
     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»